Все мы в роли собаки павлова или выученная беспомощность нашего общества
Содержание:
- Суть экспериментов и опытов
- Прокусила руку
- История Собак Павлова
- Суть экспериментов и опытов
- Выработка условного рефлекса у собак.
- Развитие классической теории обусловливания
- Что дает билатеральная стимуляция
- Чем занимался Павлов
- Что доказал Павлов? Результат эксперимента
- Классическое определение кондиционирования
- Эффект «собаки Павлова»
- Собаки Павлова
- Что такое безусловные рефлексы?
- История вопроса
- Билатеральная стимуляция мозга
Суть экспериментов и опытов
Ретриверы: какие бывают виды и что это такое
Павлову принадлежит инновационный для тех времен метод сбора чистого желудочного сока из организма. Для этого ученому пришлось сшивать отдельные участки кожи и слизистой. Сок собирался при помощи металлических трубок, которые вставлялись в органы ЖКТ и плотно закрывались пробками. В результате эксперимента академик научился получать вещество на любом из участков пищеварительного тракта.
Обратите внимание! Эксперименты Павлова позволили контролировать выход желудочного сока и предотвратить его выбросы в большом количестве, что могло бы провоцировать разрушение брюшной стенки и кишечника. Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление»
Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться
Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление». Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться.
Благодаря проведенным российским ученым опытам физиология, несмотря на свое многовековое существование, фактически была изобретена заново и именно Павлов стал отцом этой науки.
Мнимое кормление — один из опытов академика Павлова
Прокусила руку
У Герды были проблемы с поведением, она боялась людей.
«Волонтёры везли собаку из населённого пункта в крае в пермский приют, а по пути дозвонились до меня. Я сказал, чтобы везли её сразу ко мне. В момент передачи Герды, а происходило это на парковке, собака прокусила мне руку до кости. Я не мог её отпустить, потому что иначе бы она убежала. Где её потом искать по миллионному городу?» — вспоминает Денис.
Ему удалось высвободиться, посадить собаку в багажник. Он специально оборудован для перевозки собак: есть вентиляция, удобный лежак. В питомнике Герда две недели не выходила из будки.
«Мой папа заходил к ней в вольер каждый день и по несколько часов просто разговаривал с ней, рассказывал ей о себе, о своей жизни. Спустя две недели собака вышла и положила голову ему на колени. Сейчас это самая любвеобильная хаски, прыгает мне на руки с разбега».
История Собак Павлова
В 1904 году И.П. Павлов первым из российских ученых был удостоен Нобелевской премии за исследование физиологии пищеварения, а в 1925 году на базе своей лаборатории основал Институт физиологии, деятельность которого была полностью направлена на изучение физико-химических основ физиологии и психологии животных. Маленькие помещения первого здания учреждения не позволяли нормально содержать животных. Но, благодаря усилиям Павлова, даже в тяжелые послереволюционные годы, советское правительство нашло средства для строительства новых помещений для содержания животных. Были построены новые корпуса института с обширным виварием. Кроме этого, питание собак в институте обеспечивалось на должном уровне даже в голодные 20-21 годы XX века. Тысячи собак участвовали в опытах, проводимых в институте. Более двух сотен четвероногих Павлов оперировал лично
Проведя курс восстановления после экспериментов, собак устраивали в специальный питомник при институте и остаток времени они жили, обеспеченные кровом, едой и человеческим вниманием. Подбором персонала в институте академик заведовал лично и вопрос сердечного отношения к животным ставился, как основной при рассмотрении кандидатур
В большинстве случаев, проведя опыт, Павлов, благодаря своему таланту хирурга, возвращал собаку к нормальной жизни. Ученый не стремился отобрать жизнь, прикрываясь научными целями, он всячески старался уменьшить болевые ощущения в ходе экспериментов, а после их окончания лично следил за процессом восстановления испытуемых. Противники подходов Павлова считают самым показательным опыт по вживлению собаке желудочной фистулы для исследования процесса выделения желудочного сока и слюны. Однако именно эту испытуемую Павлов выходил после эксперимента лично и она прожила еще много лет в питомнике института. Этот хирургический прием, на разработку которого ушло более 10 лет, позднее стали использовать не только в научных целях, но и в хирургии.
Академик, говоря о своем отношении к подопытным собакам, выражал глубокое сожаление по каждому случаю прерывания жизни. Каждый подобный эксперимент был тяжелым испытанием для ученого, но считался необходимым для продвижения науки вперед. Множество исследований и разработанных Павловым методов, направлены как раз на то, чтобы свести к минимуму случаи гибели животных.
Будучи человеком высокоморальным, Павлов ценил каждую жизнь отданную, или сокращенную ради науки. По его личному указанию в 1935 году в знак благодарности и признания роли четвероногих друзей на территории Института, которым он руководил, был установлен памятник Собаке, проект которого разработал сам ученый. В память о бесценном вкладе в науку четвероногих друзей, скульпторы бессменно изображают Павлова вместе с его четвероногими спутниками:
- Памятник в Рязани;
- Памятник в с. Колтуши Ленинградской области;
- Памятник у Института физиологии РАН в Санкт-Петербурге;
- Памятник в Киеве на территории центрального военного госпиталя;
- Памятник в Абхазии, город Сухум, на территории обезьяньего питомника.
Наши четвероногие друзья с давних пор помогают нам не только в быту. Их участие в научных экспериментах и программах позволяет двигаться прогрессу вперед.
Другие материалы:
- Болезни почек у собак
- Как отучить собаку грызть все подряд
- Почему собакам нужно чистить зубы
- Аджилити для собак
- Какую выбрать себе собаку?
Суть экспериментов и опытов
Павлову принадлежит инновационный для тех времен метод сбора чистого желудочного сока из организма. Для этого ученому пришлось сшивать отдельные участки кожи и слизистой. Сок собирался при помощи металлических трубок, которые вставлялись в органы ЖКТ и плотно закрывались пробками. В результате эксперимента академик научился получать вещество на любом из участков пищеварительного тракта.
Обратите внимание! Эксперименты Павлова позволили контролировать выход желудочного сока и предотвратить его выбросы в большом количестве, что могло бы провоцировать разрушение брюшной стенки и кишечника. Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление»
Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться
Также доктор известен опытами, которые вошли в науку под названием «мнимое кормление». Суть эксперимента заключается в следующем: собачке операционным путем перерезают пищевод, тем самым предотвращая его связь с другими органами ЖКТ. Это способствовало тому, что еда не проникала в желудок, а сок для ее переваривания продолжал вырабатываться.
Благодаря проведенным российским ученым опытам физиология, несмотря на свое многовековое существование, фактически была изобретена заново и именно Павлов стал отцом этой науки.
Мнимое кормление — один из опытов академика Павлова
Выработка условного рефлекса у собак.
Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.
Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления.
Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса.
Классификация условных рефлексов.
В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.
Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.
На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.
Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.
И.П. Павлов
Развитие классической теории обусловливания
Изучение условных рефлексов привело к появлению теории обусловливания, которая заключается в воздействии изначально нейтрального стимула на мозг.
Нейтральный стимул, ассоциативно привязанный к стимулу, безусловно порождающему некую реакцию, вызывает ту же реакцию. Эти данные впоследствии оказали огромное воздействие на развитие психологии.
В благодарность за помощь и жертвы принесенные четвероногими ради науки, Павлов заказал и установил памятник неизвестной собаке в сквере здания Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге на Аптекарском острове.
С четырех сторон постамент украшен барельефами, изображающими важные аспекты поведения собаки и человека в ходе экспериментов. Надписи под барельефами отдают дань верности, терпению и уму подопытных животных.
На протяжение всего пути человечества по стезе науки собаки являются их верными спутниками. Именно они из всех животных обладают умением коммуницировать с человеком, что ставит их под удар научных опытов.
Собаки ложатся под нож или летают в космос прежде, чем люди сами осмелятся на это. Сохранить человечность в этих условиях можно только помня, как И. П. Павлов, о недопустимости жестокости и напрасных жертв.
Сила желтой собачки или как сдавать работу капризному заказчику.
Звали нашего героя Владимир Фаворский. Русский и советский художник, виртуозный портретист, мастер графики, ксилографии, сценограф, теоретик искусства и педагог, и прочая, прочая, прочая. На всякий случай скажу, что еще и кавалер креста Святого Георгия IV степени, привезенного им с румынского фронта Первой мировой.
Многие и идеи и начинания Фаворского были по-настоящему революционны. Скажем, разработанные им шрифты, подходы к оформлению книг, философские трактовки классических и актуальных образов потрясают своей свежестью и оригинальностью решений.
Но художник ведь – это не только радость творчества, но еще и жесткая необходимость зарабатывать на кусок хлеба. Владимир Андреевич писал полотна и на заказ. Причем, в историю он вошел в качестве непревзойденного виртуоза завершающей беседы с клиентом. В принципе, это было ноу-хау Фаворского. Он рисовал в уголке картины странную желтую собачку, нелепую такую, явно ни к селу, ни к городу…
Заказчик, понятно, не мог не заметить эту вопиющую деталь композиции. Впав в ступор, затем он приходил в себя и начинал настаивать, мол, уберите это животное, почтенный. Владимир Фаворский краснел от праведного гнева, он-де художник, он так видит. Без собачки будет не полотно, а сплошное безобразие. И вообще, собачка – его фирменный знак, талисман, не говоря о том, что она просто хороша собой. Доходило до скандала.
Когда кипение страстей достигало опасной отметки, Фаворский обреченно соглашался убрать собачку. Клиент же вздыхал с облегчением. До других деталей полотна никакого дела ему уже не было.
Фаворский не без оснований считал, что время, потраченное на сценку с собачкой, экономило куда более значительные часы, которые пришлось бы отвести на выслушивание нудных пожеланий клиентов и, тем паче, на воплощение их капризов в жизнь.
Что дает билатеральная стимуляция
БЛС имеет четыре основных эффекта:
- Эффект релаксации (расслабления), включая снижение физиологического возбуждения
- Повышение гибкости внимания (это означает, что ваши мысли становятся менее «зацикленными» на том, что вас беспокоит)
- Эффект дистанцирования (то есть проблема кажется меньше и дальше)
- Снижение беспокойства и тревожности
Эти эффекты переживаются как «восходящий» каскад изменений, означающий, что они сначала переживаются в нижних областях мозга, как физиологическая реакция (например, снижение напряжения в теле), а затем перемещаются «вверх» по мозгу, приводя к ментальным изменениям (например, снижение беспокойства по поводу ситуации, разрыв «карусели» негативных мыслей).
Чем занимался Павлов
Имя Ивана Петровича Павлова широко известно не только в России, но и среди зарубежных просвещенных умов. Даты жизни 26 сентября 1849 – 27 февраля 1936. Это ученый, который посвятил свою жизнь науке, преимущественно физиологии, и провел множество различных исследований на эту тему. Между тем, известность доктору Павлову принесли его опыты над животными и весомый вклад в развитие рефлексологии.
Так выглядит собака Павлова в доме-музее знаменитого ученого
К сведению! Большую часть своей карьеры ученого он занимался изучением поведенческих реакций, пытался понять, по каким принципам действует организм и можно ли на них повлиять.
Наибольшего успеха академик добился в работе над физиологией пищеварения, которая стала шагом вперед для мировой науки, а автору исследования принесла Нобелевскую премию в начале XX века. На протяжении 10 лет Павлов путем экспериментов пытался воспроизвести одну из сложных операций на организме — получение фистулы желудочно-кишечного тракта. Для этого Павлов проводил опыты над собаками, изменяя работу их внутренних органов, сшивая между собой ткани, вставляя специальные трубки. Чтобы добиться успеха, в жертву науке было принесены сотни животных.
Достигнув цели, Иван Петрович выступил в Мадриде с рефератом, в котором подробно изложил результаты своих исследований. На достижениях ученого заново создавалась такая наука, как физиология, пересматривались ее принципы.
Что доказал Павлов? Результат эксперимента
Иван Петрович Павлов был большим любителем собак, они занимали значительное место в его жизни и работе. Учёный называл собаку «лучшим домашним животным» и называл её частой жертвой различных научных экспериментов именно из-за высокого уровня нравственного и умственного развития. Академик повторял, что опыты над кошками делаются только «из нужды».
Опыты академика Павлова и последующая работа учёных в этом направлении имеют важное значение в современном мире и в жизни каждого человека. Научное наследие И.П. Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики
Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний
Павлова определило облик и направления развития физиологии, повлияло на развитие психологии, педагогики и генетики. Эксперименты Павлова способствовали созданию оптимальных методов лечения различных нервных расстройств, фобий, панических состояний.
Каждый человек может на собственном примере осознать, что такое эффект собаки Павлова. Например, ситуации, когда привыкнув к определённой последовательности сигналов, мы предсказуемо на них реагируем. В политических технологиях и рекламе хорошо работает приём, когда известные люди рекламировали «протягивали» какую-то новую идею или какого-то человека, или продукт. Постепенно у аудитории (зрителей) отношение к известной персоне переносится на тот продукт или действие, которое он (она) продвигает.
Можно привести множество примеров из жизни, когда у человека формируется реакции на предшествующие сигналы. Например, звук включаемого по утрам компьютера на рабочем месте, мгновенно «сообщает» о том, что далее должны следовать чашка кофе и сосредоточенная работа. Или в ресторане, когда вы выбираете блюда в меню, непроизвольно начинается слюноотделение. Чем-то это похоже на условный рефлекс собаки Павлова, который вырабатывался на источники, предшествующие кормлению животного, не правда ли. Или музыка, которая сопровождала человека в определённое время, навсегда закрепится в памяти как связь с этим временем. Или сочный лимон, который разрезаем, мгновенно заставляет вспомнить его кислый вкус и слегка скривиться.
Среди маркетологов есть выражение «колокольчик Павлова». В своих экспериментах, связанных с кормлением собак, учёный иногда использовал колокольчик как упреждающий сигнал перед приёмом пищи.
Синдром собаки Павлова срабатывает, когда маркетологи привязывают к определённому бренду какие-то атрибуты или слоганы, это формирует и крепко закрепляет у аудитории созданный рекламой образ.
Что случилось с собаками Павлова после эксперимента?
Нельзя сказать однозначно, какой породы были собаки Павлова. Известно, что первой подопытной собакой учёного была дворняга по имени Дружок. Большинство собак в экспериментах были овчарки, но встречались представители других пород.
При Институте экспериментальной медицины существовал питомник. Там разводили собак и некоторых других животных, которых учёные использовали в своих опытах. Для проведения опытов важным критерием был темперамент собак как классификатор нервных типов. Одни собаки были сдержанные и спокойные другие – «непоседы», подвижные, оживлённые.
Среди представителей разных организаций и сегодня можно услышать агрессивные выпады в сторону академика и его опытов над животными. Эксперименты Павлова они называют циничным и жестоким действием, где жертва – это собака Павлова, и в чём смысл опыта, если животное могло погибнуть.
Факт остаётся фактом – до тех пор, пока в теле собаки не делали отверстия (фистулы), животные в процессе проведения лабораторных экспериментов погибали. Когда в теле собаки стали проделывать отверстие, всё изменилось. С фистулой собака могла жить, отверстие не мешало жизнедеятельности животного. Если опытов не проводилось, то отверстие в пищеводе закрывалось, и собака жила, как обычно. Большинство собак после опытов выживали и находились рядом с учёным до старости.
️В родовом доме-усадьбе семьи Павловых в Рязани есть чучело собаки, в теле которой проделано отверстие трубочка.
Исследования Павлова оказали большое влияние на развитие поведенческой психологии и сегодня играют важную роль для человечества. Иван Павлов прожил 86 лет, и до последнего времени работал в Институте под Санкт-Петербургом.
Закончу одним из последних высказываний учёного, которое некоторым образом подводит итог его работы и жизни:
Иван Павлов
Классическое определение кондиционирования
Классическое обусловливание – это теория поведенческого обучения, которая утверждает, что безусловная реакция (обычно инстинктивно присутствующая) может передаваться от одного стимула к другому в процессе обучения. Чтобы понять, как работает этот процесс обучения, нужно сначала разобраться с наиболее важными терминами обусловленности.
Безусловный стимул – это стимул, вызывающий естественную врожденную реакцию.
Пример: кто-то дергает рукой прямо перед твоим лицом. Ты автоматически должна моргать. Жест рукой в данном случае – безусловный стимул.
Безусловный ответ – это реакция, которую ты не можешь контролировать, потому что она естественна.
Эксперимент Павлова с собакой
Пример: В примере с движением руки безусловным ответом является моргание. Рефлекс моргания является врожденным и инстинктивным.
Нейтральный стимул – это тот, на который нет реакции.
Пример: кто-то напротив тебя хлопает в ладоши. Поскольку ты не имеешь к нему никакого отношения и твоё тело не находится в данный момент в опасности, ты не проявляешь на него никакой реакции.
Условный раздражитель изначально является нейтральным стимулом. Однако при взаимодействии с другим стимулом реакция на него усваивается.
Пример: пока один человек хлопает перед тобой, кто-то другой одновременно двигает рукой перед твоим лицом. После нескольких повторений тебе захочется моргнуть только на звук хлопков в ладоши.
Условный ответ – это выученная реакция на условный раздражитель.
Пример: моргание в ответ на хлопки в ладоши теперь является условным ответом.
Эффект «собаки Павлова»
Так называемый эффект собаки Павлова активно используется в человеческой жизни. Он затрагивает и общественно-политическую деятельность, и экономическую, и культурную. Одним из примеров можно считать пиар.
Например, кандидат в депутаты хочет обеспечить себе победу на выборах. Один из методов достичь этого основан на методике Павлова, только в качестве подопытных животных фигурируют потенциальные избиратели. Схема действия не отличается большой сложностью. Необходимо взять изображение хорошо узнаваемого объекта – например, известного писателя, и рядом с ним поместить изображение кандидата. Полученную композицию необходимо размещать на предвыборных плакатах, в средствах массовой информации и т. д. Композицию должно увидеть как можно больше людей, и мелькать перед их глазами она должна как можно чаще. Постепенно у людей выработается условный рефлекс: известный писатель будет ассоциироваться с кандидатом, даже когда портрет писателя не сопровождается изображением кандидата (и наоборот). Положительные качества писателя начинают отождествляться с качествами кандидата. Для пущего эффекта кандидат может, скажем, в предвыборных выступлениях цитировать этого писателя. Если писатель имеет культовый статус среди населения, то это даёт очень высокий шанс на то, что в день выборов большинство избирателей проголосуют за этого кандидата.
Узнаваемость можно обеспечить и несколько другим способом. Например, необходимо очернить образ известного публичного деятеля; это называется «чёрным пиаром». Для этого сначала раздувается какой-нибудь громкий скандал, связанный с неким предметом. Благодаря скандалу предмет становится широко узнаваемым. Затем изображение этого предмета ставится рядом с изображением публичного деятеля – и далее как в первом случае. Видя скандальный предмет, публика начинает «рефлекторно» представлять этого деятеля; а видя этого деятеля, она представляет скандальный предмет.
Эффект собаки Павлова используется и в залах игровых автоматов. Такие заведения заполнены множеством стимулов, которые погружают человека в игровой процесс и побуждают тратить как можно больше денег
. Один из таких стимулов – звуковой сигнал, имитирующий звон монет. В сознании многих людей этот звук неразрывно связан с получением большой суммы денег, поэтому постоянное воспроизведение этого звука в автомате побуждает посетителя играть всё больше и больше, ведь он уже настроился на выигрыш (образно говоря, у него от этого звука «текут слюнки»). С помощью включения особых слов в свою речь выступающий способен буквально загипнотизировать публику; ведь данные слова у людей связываются с определёнными психофизиологическими реакциями. Подпавший таким образом под влияние человек становится управляемым, ему можно внушить какие угодно идеи и заставить делать всё, что угодно манипулятору.
Любопытно, что чисто эмпирически эффект собаки Павлова использовался человечеством начиная с глубокой древности. Средневековый мусульманский орден исмаилитов с помощью условных рефлексов создавал целые армии «живых роботов» — ассасинов, которые по одному знаку вождя выполняли любые, даже самые абсурдные действия. Однажды вождь, демонстрирующий свою силу перед европейским путешественником, показал на большую толпу ассасинов, стоящих на высокой крепостной стене над пропастью. Затем он сделал взмах рукой, и вся группа ассасинов дружно спрыгнула со стены в пропасть, где все они, конечно же, разбились насмерть.
Собаки Павлова
Свое великое открытие Иван Павлов сделал, наблюдая за нерегулярной секрецией слюнных желез собак. Как уже говорилось, сначала он изучал пищеварение животных, замеряя, какое количество слюны выделяется у них при виде съедобных и несъедобных продуктов. Со временем ученый заметил, что слюноотделение у собак начиналось, как только в комнату входил ассистент, приносивший им еду. Решив, что животные реагируют на белые халаты сотрудников, Павлов выдвинул гипотезу, что выделение слюны представляет собой рефлекторную реакцию собак на конкретный раздражитель и что они ассоциируют белые халаты с получением пищи. По его предположению, слюноотделение, начинавшееся, когда собакам действительно приносили еду, было безусловным рефлексом, тогда как выделение слюны, вызванное видом белых халатов, – рефлексом приобретенным, условным. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) свою идею, ученый провел один из самых знаменитых научных экспериментов – опыт с собаками.
По ком звонит колокол: выработка условного рефлекса в опытах Павлова
Опыт Павлова с собаками
1. В качестве подопытных в данном эксперименте выступали собаки.
2. Первым делом нужно было выбрать безусловный раздражитель. В данном опыте это пища, вызывающая у животных естественный, автоматический рефлекс – слюноотделение. В качестве нейтрального раздражителя в эксперименте применялся звук метронома.
3. Как показало наблюдение за собаками до выработки условного рефлекса, слюна у них начинала выделяться при виде еды, а при звуках метронома слюноотделение отсутствовало.
4. Чтобы запустить нужный процесс, подопытных многократно последовательно подвергали воздействию нейтрального раздражителя (звука метронома), после чего сразу же вступал в действие безусловный раздражитель (кормление).
5. По истечении некоторого времени звук метронома начинал ассоциироваться у собак с получением пищи. Чем дольше длился эксперимент, тем сильнее закреплялся условный рефлекс.
6. После завершения фазы выработки условного рефлекса нейтральный раздражитель (звук метронома) в предвкушении еды вызывал у подопытных животных слюноотделение независимо от того, сопровождался ли он раздачей пищи. Иными словами, слюноотделение стало частью условного рефлекса.
В среде неспециалистов Иван Павлов известен именно своими знаменитыми опытами с собаками, но ценность данного исследования, безусловно, не ограничивается изучением механизма слюноотделения. Открытие ученого сыграло огромную роль в понимании физиологии нервной системы человека и в значительной мере способствовало поиску методов лечения таких психических заболеваний, как панические и тревожные расстройства и разного рода фобии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
http://kotsobaka.com/sobaki/porody-s/pavlova.htmlhttp://1-vopros.ru/1281-refleks-sobaki-pavlova.htmlhttp://psy.wikireading.ru/13521
Что такое безусловные рефлексы?
Существует два вида рефлексов:
Сосательный, хватательный, глотательный и многие другие врожденные рефлексы И.П. Павлов отнес к безусловным рефлексам.
Безусловные, или же врожденные, рефлексы классифицируются.
- По степени сложности:
- Простые (например, отдергивание руки от горячей воды);
- Сложные (учащенное дыхание при нехватке кислорода в воздухе).
- По виду реакции:
- Пищевые (выделение слюны);
- Половые (желание спаривания, эрекция);
- Защитные (например, прищуривание глаз при ярком свете);
- Исследовательски-ориентировочные (желание посмотреть, откуда идет громкий звук).
История вопроса
Существуют различные направления и школы в психологии. Они имеют свою историю развития и борьбы за место под солнцем с другими направлениями и школами. Примерно в одно и тоже время, а именно с начала прошлого века, возникли два поведенческих направления противопоставившие себя господствовавшему тогда интроспекционизму. Интроспекционизм занимался изучением явлений сознания. Способом изучения сознания было самонаблюдение и отчет об этом наблюдении испытуемого. Потом некоторым студентам стало скучно коллекционировать эти наблюдения. Они пришли к мнению, что наука должна изучать объективные явления, которые можно неоднократно воспроизводит в опытах, а не сравнивать субъективные мнения испытуемых о своем сознании. Так возникла гештальтпсихология, основной тезис которой был в том, что надо изучать целостные явления и принципы их организации, а не разлагать сознание на отдельные элементы.
Возникла также психология изучающая поведение, то, что можно наблюдать и регистрировать объективно. Проще всего было заняться изучением животных. Первыми объектами изучения были цыплята и кошки, потом крысы, собаки, голуби. На основании полученных данных были выведены законы поведения, которые учёные бихевиористы (от англ. behavior – поведение) считали универсальными и применимыми ко всем животным и человеку
С этим можно соглашаться или спорить, важно то, что они очень основательно изучали обучение животных. Обучение животных заключалось в выработке у них оперантных рефлексов, а изучались законы, по которым эти рефлексы формируются
Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса
Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение
Всё это происходило в США, а в России в это время нашли свой путь к объективному изучению поведения, через изучение классического рефлекса. Занимался этим Иван Петрович Павлов и его ученики. Как всем известно, он был физиолог и изучал кровообращение и пищеварение
Он обратил внимание, на то, что слюна выделяется не только на пищу, но и на обстановку в которой происходили опыты. Увидел в этом возможность изучать явления в нервной системе и полностью переключился на это направление
Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД)
Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения. Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное
Всю оставшуюся жизнь он изучал физиологию высшей нервной деятельности (ВНД). Так как поведение не возможно без функционирования нервной системы это дало ему основание считать, что изучение ВНД, это фактически изучение поведения. Причём, также как и бихевиоризм изучение объективное и научное.
Каждое из этих направлений пришло к изучению поведения своим путём. Это определило методы, которыми они работали, что в свою очередь по-разному расставило акценты в этих теориях. Каждая из этих теорий стремилась к объяснению поведения животных и человека, каждая рассматривала проблему со своей точки зрения. Каждая претендовала на истину. Условия проведения опытов и методы, которыми работали учёные, привели к тому, что собака как вид одна, а теорий изучающих рефлексы и объясняющих тем самым поведение две. В принципе ничего удивительного в этом нет, сколько людей столько и мнений. Однако есть смысл разобраться, почему так получилось.
Билатеральная стимуляция мозга
Прежде чем говорить о методах билатеральной стимуляции, для начала нужно разобраться, что это такое вообще.
Например, зрительная билатеральная стимуляция может представлять собой наблюдение за перемещением руки или пятна света, когда это перемещение чередуется слева-направо и обратно.
Слуховая билатеральная стимуляция может представлять собой поочередное слушание звука (например, щелчка пальцев рук) левым и правым ухом попеременно.
Тактильная билатеральная стимуляция может представлять собой попеременные постукивания по левой и правой ладони или похлопывания по левому и правому плечу.
В любом из примеров происходит попеременное раздражение (активация) левого и правого полушарий мозга. Эта активация приводит к реакциям и состояниям, которые можно использовать для целей психотерапевтического воздействия.
Для краткости, в профессиональной литературе принято общепринятое сокращение: БЛС (BLS).