Можно ли мусульманам держать дома собаку? спросите имама

Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам

Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.

Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.

Немного истории

Несмотря на распространенную версию о том, что собака была первым прирученным животным, ученые все же утверждают, что таким животным был волк. Именно он являлся помощником в охоте и охранником жилища древнего человека. Как же мнение о том, что волк не поддается дрессировке? Приручить — не значить сделать его домашним.

В исламе собака считается нечистой

Видимо, поговорка «сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» была актуальна и 8 тысячелетий назад. Не справившись с одомашниваем этого хищника, древний человек повторил свою попытку с собакой.

Для справки! По одной из теорий собака — потомок прирученного волка или шакала, по другой — дикая собака действительно водилась в природе.

Как собака стала домашней? По мнению ученых, дикое животное (волк, шакал) пришло к человеческому жилищу, чуя запах еды. Получив корм однажды, зверь стал наведываться все чаще. Питаясь с человеком одним и тем же, со временем животное стало помощником в охоте, позже — охранником жилища. Чтобы зверь стал домашним, он должен был родиться в неволе и не помнить другой жизни. Для этого понадобилась смена не одного поколения прирученных хищников.

Ислам

Любому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.

Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.

Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.

Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.

Негативное отношение к собакам сегодня

Учитывая эту историю, почему собака запрещена в исламе? Короткий ответ: из-за распространения инфекций. Около двухсот лет назад познания об инфекционных заболеваниях начали меняться. Люди на Ближнем Востоке, в Европе начали констатировать тесную связь между вспышками чумы, холеры и малярии и близостью жертв к таким местам, как кладбища, мусорные кучи и болотистые озера. Планировщики городов и правительства на всем Ближнем Востоке начали убирать эти источники болезней из все более переполненных районов, в которых жили люди. Они выкидывали мусор за пределы городских стен, также невольно избавились от собак, которые съедали эти отходы. В городах не становилось меньше мусора, а отходы, которые оставались, считались угрозой для общественной гигиены.

Действительно, всего за несколько десятилетий в начале девятнадцатого века собаки стали рассматриваться как экономически бесполезные и опасные существа для общественного здравоохранения. Результаты? Несколько крупномасштабных кампаний по уничтожению, гораздо меньше животных в ближневосточных городах и изменение отношения. И собаки — уже не полезные, а опасные, подверженные болезням и распространению инфекций.

Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, за исключением тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, большинство мусульман согласятся с тем, что разрешено иметь собаку с целью обеспечения безопасности, охоты, ведения сельского хозяйства или службы инвалидам.

Многие мусульмане занимают среднюю позицию относительно собак, позволяя им существовать рядом, но настаивая на том, что животные должны занимать пространство подальше от дома с жилыми помещениями. Многие держат животное на открытом воздухе в максимально возможной степени и, по крайней мере, не допускают ее в районы, где молятся мусульмане. По соображениям гигиены, когда человек вступает в контакт с собачьей слюной, необходима стирка одежды.

Не ненависть, а отсутствие знания

Во многих странах собаки обычно не содержатся в качестве домашних животных. Для некоторых людей их единственный контакт происходит только с бродячими животными, кучкующимися в стаи, блуждающими по улицам или сельской местности. Люди, которые не растут вокруг дружественных собак, могут иметь естественный страх. Они не знакомы с поведением собак, поэтому животное, которое бежит к ним, воспринимается как агрессивное. Многие мусульмане, которые, кажется, «ненавидят» собак, просто боятся их из-за незнания. Они могут оправдываться («Я страдаю аллергией») или подчеркивать религиозную нечистоту этих животных просто для того, чтобы избежать взаимодействия с ними.

Коран о животных в исламе

Ислам поддерживает права всех живых существ на доброе обращение и справедливость по отношению к ним. Животные не должны подвергаться насилию. В Коране все живые существа подобные людям и имеют схожие права. Убийство без какой-либо разумной причины или жестокое обращение ведет к серьезному греху и нарушению прав, возложенных Аллахом. Люди должны быть нежными с животными, даже когда их приходится приучать к дисциплине.

Ислам учит быть очень осторожными в нашем поведении с животными и всеми живыми существами, так как есть большая награда за их любезное обращение и великое наказание за нарушение их прав. Люди должны хорошо относиться к животным, не преступать пределы, установленные Аллахом.

Раньше собаки были добрее

Любопытно, что арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан аль-Багдади, побывавший в X веке в Волжской Булгарии, отметил совершенно иное отношение булгар, которые являются предками татар, к собачьему вою. По его воспоминаниям, булгары считали вой собаки счастливым предзнаменованием, означавшим удачный, урожайный год. «Я видел, – писал араб, – что они… радуются ему и говорят о годе изобилия, благословения и благополучия».

И действительно, подобные суеверия живы в некоторых регионах России до сих пор. Например, в Чувашии девушки во время зимнего праздника сурхури гадают на жениха и слушают землю, и если услышат собачий лай, то это к хорошему жениху и скорому, благополучному замужеству.

Суеверие, по которому вой предвещает хороший, спокойный год есть и волжских татар, но оно касается волчьего, а не собачьего воя, и видимо, восходит к культу волка, который был ранее распространен среди тюркских воинов. На этот счет даже существует поговорка: про успешного человека говорят, что «его волк воет» (буресе улый).

Исследователь Гамирзан Миргазянович Давлетшин подтверждает, что подобная примета сохранилась у поволжских татар и сейчас: некоторые старики верят, что собачий вой – к удаче, а встретить собаку, молча бегущую по своим делам – не к добру.

Подтверждает существование подобного суеверия и Лаврентьевская летопись. По ней перед боем с венграми хан половцев, Боняк, слышит вой волчьей стаи и говорит своему союзнику – русскому князю Давиду, что их ждет победа.

Скорее всего, собака и волк в представлениях язычников смешивались, и тысячу лет тому назад с этими животными были связаны совсем иные суеверия. Собак почитали волжские и дунайские булгары, чуваши, тюрки. В зороастризме собаки принимали участие в ритуалах, а убийство этого животного было запрещено даже в том случае, если оно было больно бешенством. Собак как верных помощников защищали указы казахского хана Тауке, жившего в XVII веке, который приравнивал жизнь охотничьей собаки к жизни невольника.

Позже, возможно, под влиянием иудаизма и ислама, собака стала олицетворять нечистоту, и в суевериях оказалась связана со смертью.

Почему мусульманам нельзя трогать, гладить собак?


Мусульманам нельзя трогать, гладить собак Запрет на прикосновение к собакам появился не просто так. Мусульмане руководствуются не только своей верой или религией, но и правилами безопасности. Собаки могут болеть очень опасным заболеванием, которое ведет к гибели самого животного и передается человеку – это бешенство.

Раньше люди не понимали, что взаимосвязь с собакой может быть опасна. Поэтому в «божьих законах» просто прописывали запреты на прикосновения к тем или иным потенциально опасным животным. Народ был менее сообразительный, чем в современное время. Научных и медицинских познаний не было, поэтому все слепо верили тому, что написано «свыше». С того времени и пошло утверждение у мусульман, что собак лучше не трогать и не гладить.

Правда ли, что мусульмане не любят собак? (2 фото)

Какое у мусульман отношение к собакам

В первую очередь, мусульманин, как и любой другой человек, может не любить собак по своим психологическим или эстетическим причинам. Ну не нравятся ему эти животные – и все тут. Вряд ли заявленный вопрос касается личных пристрастий, поэтому копнем поглубже. В некоторых радикальных кругах встречается мнение, что ислам призывает к жестокому обращение с собаками, потому что они нечистые. Мусульманские ученые это опровергают. Они подчеркивают, что ислам – это религия добра, то есть верующие должны хорошо относиться ко всем творениям господа на нашей планете. В качестве подтверждения они приводят следующие слова Посланника Всевышнего: «Если кто-либо из людей убьёт даже воробья или кого-нибудь выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Создателем в Судный День». Некоторые богословы считают, что этот хадис (предание о словах и поступках пророка Мухаммада) мог отменить действие предыдущего. Дело в том, что в свое время собаки действительно представляли большую опасность для людей. Но со временем человек научился их лучше приручать, находить им полезное применение. Поэтому животные перестали нести угрозу. Для подтверждения этой позиции богословы приводят хадис, в котором говорится о том, как однажды измученный от жажды человек нашел колодец, набрал из него воды и напился. Неподалеку он встретил страдающую собаку, которая жевала влажную землю. Человек сжалился над ней, вновь спустился в колодец, зачерпнул воду в свою обувь и напоил животное. За этот поступок господь простил ему все грехи. На вопрос сподвижников о том, неужели и за животных можно получить награду, Мухаммад ответил: «За каждое живое существо вы обретёте награду».

Как мусульмане должны обращаться с собаками

Итак, ислам предписывает следующее: достойным образом обращаться со всеми живыми существами. Однако в отношении того, как держать собаку в домашних условиях, есть ряд ограничений. Нежелательно заводить животное просто так, ради развлечения – оно должно приносить пользу. Раньше собак держали у себя пастухи, охотники, охранники. Сегодня их заводят, к примеру, для оказания помощи незрячим или для обезвреживания минных устройств (так поступают сотрудники правоохранительных органов и спецслужб). Животное должно определенным образом помогать – как минимум охранять дом своего хозяина. При обращении с собакой стоит учитывать, что ее слюна причисляется к нечистотам. Доказательством служит следующий хадис: «Если собака поест из посуды кого-либо из вас, то помойте эту посуду 7 раз, первый из которых – землей». Если же слюна животного попадет на одежду или тело человека, то это место нужно тщательно промыть. Следующий момент – шерсть. По этому поводу мнения мусульманских ученых расходятся. Одни к собачьим нечистотам относят только слюну, мочу и помет, но не шерсть. Другие – все тело животного, так как четвероногий, умываясь своей слюной, может оставить ее на любой своей части. Что касается намаза, то его крайне нежелательно совершать в одном помещении с собакой. Мусульманин находится в одной комнате, животное – в другой. На одежде не должно быть ни грамма собачьей шерсти. Таким образом, нельзя говорить о том, что мусульмане не любят собак. У них к ним особое отношение, которое вырабатывается по религиозным соображениям.

Хадисы о собаках

Есть несколько хадисов, которые предупреждают о последствиях для владельцев животных:

  1. «Кто держит собаку, того добрые дела будут уменьшаться каждый день одним кеараатом (единица измерения), только если это не собака для фермерства, скотоводства».
  2. «Ангелы не войдут в дом, где есть пес или картина с животными».
  3. Другие хадисы говорят нам, что, если мы прикасаемся к собаке, наше омовение является недействительным, и мы становимся нечистыми, и нужно семь раз мыться, чтобы очистить эту грязь, восьмой раз — землей.

Это кажется несовместимым с Кораном, говорящим, что вы можете есть то, что эти животные поймают на охоте. Также конкретно упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости в дальнейшей очистке. Естественно, добыча охотничьего животного вступает в контакт со слюной, и это не делает мясо нечистым.

Часть борьбы с чуждой религией

Ислам шиитского толка налагает больше запретов на собак, чем это можно видеть у суннитов. Дело в том, что на территории Ирана некогда почитали зороастризм, при котором это преданное животное почиталось очень высоко. Персы тщательно искореняли древнюю религию, а запрет на содержание собак стал неотъемлемой частью борьбы. Однако в Коране не имеется прямых указаний на то, что жить бок обок с питомцем запрещается. Кстати, в суре «Пещера» описывается собака по кличке Китмир, магическое имя которой писали на важных посланиях, чтобы они не затерялись в пути.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Почему собака нечистое животное в Исламе?

Собака нечистое животное в Исламе

Большинство мусульман отличается своей брезгливостью. Такое чувство неприязни распространяется и на собак.

  • Считается, что этих животных запрещено держать дома и вблизи себя.
  • Если контакт все-таки произошел, то необходимо обязательно совершить ритуал очищения себя от «грязи».
  • Никакие контакты между собакой и мусульманином не должны поощряться. И даже если в душе человек и любит животных, то к собакам у него негативное отношение.

Так почему собака нечистое животное в Исламе? Такое отношение возникло из описания собак в Коране.

  • Существует одно народное сказание – когда-то, собака укусила пророка Мухаммеда, за это действие люди ее прокляли.
  • Но в Коране об этом не упоминается.
  • А вот в священной книге магометан, наоборот, говорится о нечистоте собак и всяческом запрете на соприкосновения, так же с их слюной и шерстью.

Нечистой считается именно слюна животного, так как в ней живет много инфекций и бактерий. Собаки часто подбирают мусор с земли, съедают отходы со свалок, перенося, таким образом, различные болезни. Если мусульманин случайно вступил в контакт со слюной собаки, то необходима тщательная стирка его одежды и омовение водой, чтобы смыть с себя частицы слюны. Так поступают из соображений гигиены и брезгливости к этим животным.

Исключение для борзых

Совсем другое отношение в мусульманских странах к такой разновидности борзых, как салюки, которых еще называют персидскими борзыми и газельими собаками. Их здесь очень любят и всячески холят и лелеют. Считается, что это одна из самых древних пород на земле. Это довольно крупная, изящная собака. Ее предназначение — охота на газелей, зайцев, другую мелкую дичь.

На Востоке им шьют специальные покрывала для зимних холодов, а летом они носят легкие плащи, защищающие от солнца и комаров. При этом материал используется самый изысканный, чтобы животные радовали глаз.

Салюки спят на устроенных для них постелях, питаются особенными продуктами, в основном мясными. А также в их меню присутствует выпечка из финикового теста и верблюжье молоко. Считается, что такая пища благотворно влияет на легкие собаки, что придает ей легкость во время бега.

Забытая история

Однако в исламе существует совершенно другая, не совсем известная традиция, относящаяся к собакам — долгая история позитивных взаимоотношений мусульман с ними, восходящая к самым истокам этой религии.

Согласно нескольким авторитетным рассказам о жизни и учениях пророка Мухаммеда, он сам молился в присутствии собак. Многие из его двоюродных братьев и сестер (первых в мире мусульман) воспитывали маленьких щенков. В мечети Пророка в Медине, которая является вторым священным местом в мире для мусульман после Каабы, регулярно видели собак, резвящихся при жизни Мухаммеда, а также в течение многих столетий после него.

Православие

В христианстве, а в частности в православии, все твари – Божьи. Относиться к любому живому существу с негативом, обращаться жестоко, уничижать – большой грех. Логично, что многих православных христиан возмущает, почему церковь против собак и против их нахождения в доме, Божьем и людском.

Но еще большим грехом, чем жестокость по отношению к животным, считается поклонение кому-либо и чему-либо, помимо Бога (возлюби Бога своего больше чем отца и мать, больше жизни своей). А собаку за ее преданность, помощь человечеству и схожесть с человеком очень легко полюбить сильнее, чем ближнего своего. Именно из этих опасений церковь относится к собакам, как к нечистым животным. Суть нечестивости не в том, что собака якобы не от Бога, в чем-то провинилась и т.п. Это искаженное, псевдо-православное восприятие. Нечестивое животное то, к которому человек относится неправильно, с чрезмерной жесткостью или, наоборот, чрезмерным трепетом. Нечестивым животное делает человек, а вот по своей природе любая тварь – от Бога. Негативное отношение церкви к собакам – всего лишь реакция на слишком явную симпатию людей к этим животным.

По части запрета на нахождение собаки в доме единого мнения нет. Многие священнослужители самых высших чинов держат собак даже в спальнях, и не считают это грехом. Собака в доме православного – это естественно, как естественна любовь ко всему живому. Грех – ставить собаку на один уровень с человеком, возвышать ее, считать равной своим детям и родителям. Кстати, в священных писаниях нет прямого или косвенного запрета на содержание собак в доме или на присутствие собак в стенах храма.

Тогда почему собакам нельзя в церковь, почему священники отказываются окроплять дома, в которых живут собаки? Как сказал Отец Владимир Лапшин – это мнение человека, и я не осуждаю его. Подобные запреты – личная точка зрения отдельного священника, дань культурным традициям, но не следование канонам (как и не противоречие им). Собаки и церковь несовместимы в силу ряда особенностей этих животных. В храме царит благостная атмосфера, тишина и покой, а собака может в любой момент залаять, пометить святыню, оставить кучу у алтаря. Согласитесь, такое поведение абсолютно неуместно в доме Господнем.
Однако в целом современная церковь относится к собакам как к животным полезным и нужным. Многие священнослужители устраивают на территориях храма приюты для бродячих животных, привлекают сирот для ухода за собаками, учат детей бережному отношению к любым животным. Но рай для собак недоступен, как и для других зверей – только у человека есть Дух, частица Божья. Однако не возбраняется просить у Бога избавления от мучений для своего питомца, хотя священники говорят, что просить надо не за собаку, а за людей, которые могут ей помочь: «Если собака заболела, молите у Бога, чтобы он направил ветеринара, помог ему спасти вашу собаку. Но не просите Бога о душе заболевшей или умершей собаки, ибо только Дух человека бессмертен».

Отношение к собакам в различных обществах

Мусульмане называют собак «наджис», то есть «змей». Правила шариата запрещают продавать и покупать псов, а также использовать их в качестве платы за различные услуги. Согласно исламским канонам, собак вообще не рекомендуется содержать без веской на то причины, коими могут быть охота, охрана дома, выпас скота или помощь слабовидящим. Нечистыми, по мнению мусульман, становятся все вещи или части тела, к которым прикоснулось животное. После общения с собакой необходимо семь раз совершить омовение.
Так же, как и в исламе, в иудаизме нахождение собаки в непосредственной близости от человека можно оправдать только конкретными практическими целями, чаще всего это также выпас скота и охрана жилища. С давних пор псов запрещено было впускать в Скинию, то есть в храм. Более того, деньги, вырученные от продажи собаки, считались грязными. Чистое животное, купленное на такие средства, нельзя было приносить в жертву. До сих пор слово «собака» считается среди иудеев оскорблением.
Христиане тоже собак не жалуют. Их не рекомендуют пускать в храмы и содержать в жилищах. Кроме того, согласно христианским обычаям, четвероногим друзьям не следует давать человеческих имен. До сих пор среди верующих бытует мнение, что освященный дом считается оскверненным, если в него войдет собака. По словам некоторых христиан, прихожанин, содержащий собаку в одном помещении с иконами не должен допускаться к причастию.

Грязные ли кошки животные?

Кошки в Исламе – это животные чистые. По свидетельству Кабши бинт Ка‘б ибн Малик, когда к ней пришел Абу Катада, отец ее мужа, то она налила воды для того, чтобы он смог совершить омовение. К этой воде для омовения подошла кошка и стала пить эту воду, и тогда Абу Катада наклонил так сосуд с водой, чтобы ей было удобнее пить воду. На удивленный взгляд Кабши он сказал, что кошки нечистыми не являются: «Они одни из тех, кто ходит вокруг вас».

Во времена, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, котам среди людей свободно передвигаться не воспрещалось, они могли свободно заходить в дома, и Пророк Мухаммад ﷺ не говорил, что они – наджас.

Вопрос о кошках задавали и Анасу ибн Малику, и он рассказал случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он отправился в Батхан, и Посланник Аллаха ﷺ сказал ему приготовить воду для совершения омовения. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ приблизился к тому сосуду, в котором была приготовлена вода для омовения, он увидел, что из этого сосуда пьет кошка. Тогда Пророк Мухаммада ﷺ стал ждать, пока она не допьет воду. После этого Анас ибн Малик спросил у Пророка Мухаммада ﷺ, стоит ли ему заменить воду для омовения раз от нее попила кошка, но Посланник Аллаха ﷺ ответил: «О, Анас, кошки – чистые и они никогда ничего не загрязняют» (Табарани, иснад хадиса слабый).

Относительно кошек у мусульман периодически возникают вопросы религиозно-правового характера, касающиеся присутствия на одежде человека кошачьей шерсти во время произнесения им молитвы дома или в мечети. Будет ли по Исламу принята молитва от человека, чью ритуальную чистоту нарушает кошачья шерсть на одежде, даже если он не находится в мечети? Для ответа на этот вопрос приводят слова Абу Катады, который сказал своей снохе, что кошка является чистым животным – эти слова приведены в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, Ат-Тирмизи, ан-Насаи и другими. По словам Ат-Тирмизи, хадис этот достоверный, и на нем основывается мнение многих ученых Ислама относительно вопросов присутствия кошачьей шерсти на одежде.

Ан-Санани считал, что тем, что Пророк Мухаммад ﷺ назвал кошку животным чистым, он избавил мусульман в своей умме от многих трудностей, поскольку оно постоянно ведет свою жизнедеятельность рядом с человеком, живет в доме, поэтому то, что Всевышний Аллах сотворил такое животное, как кошка, удаленным от загрязнений и наджаса, — большое облегчение для человека. В Субулу-с-салям приводится хадис, в котором упоминается, почему Всевышний сделал кошку удаленной от загрязнений: кот среди людей подобен слуге – он все время присутствует среди людей, очень привязан к домочадцам. Раз остатки воды, которую пил кот, считают чистыми, то тем более чистыми считают шерсть кота, ведь, по словам Ибн Кудама, о чистоте животного, его кожи, шерсти, пота, волос можно судить по тому, чиста ли вода, в которой есть остатки его слюны. Об этом сообщается в Аль-Мугни.

По словам Шейху-ль-ислам- Ибн Теймийа, волосы всех животных, и тех, чье мясо в пищу можно употреблять, и других, является чистыми. Это же относится ко всем видам волос, пуха, перьев и шерсти, независимо от того, живо ли это животное или мертво. Он говорил о том, что волосы по их жизненным процессам можно сравнить с растениями, поскольку волосы подобно им растут и питаются, но чувств у них нет, и по собственной воле они не движутся. И пока волосы не расстанутся с животным, они не относятся к нему.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе

  1. В исламе запрещена собака как домашнее животное. Фактически, если мусульманин держит ее в качестве домашнего животного, Аллах уберет какую-то небесную награду за добрые дела.
  2. Употреблять в пищу мясо этого животного.
  3. Входить в мечеть. Этот хадис утверждает, что если собака проходит перед людьми, которые молятся, она аннулирует их молитву. Аннулирует означает «сводит к нулю» или «делает неэффективным или неработоспособным». Если группа людей молится и собака ходит между ними в Мекке, то их молитва становится недействительной.
  4. Жить в одном доме. Основная причина: у собак присутствуют многочисленные микробы. Вторая причина, больше религиозного характера — они не позволяют ангелам войти в ваш дом.
  5. Если до одеяния дотронется собака, приступать к молитве в этой одежде нельзя, ее необходимо выстирать и очистить от шерсти.
  6. Нельзя покупать или продавать собаку. Мухаммед считал, что деньги, полученные от продажи, считаются «злыми», как деньги, полученные от проституции, колдовства или ростовщичества.

Присутствие собаки в доме

Не оставлен в мусульманской ре­лигии без внимания и вопрос о со­держании собак, об их пользе и отношении к ним. Есть несколько хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому во­просу. Так, аль-Бухари и Муслим при­вели в своих сборниках высказывания Пророка (мир ему и благословение) относительно содержания этих животных. Он сказал, например: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения». Или: «Кто будет держать любую другую со­баку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». В другом хадисе: «…за исключением охраняющей пашню, овец или же охот­ничьей». В некоторых хадисах приво­дится, что каждый день благие поступ­ки будут уменьшаться на один кират (то есть на 1/24 долю). Также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сбор­нике хадисов привели, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы не входят в дом, в ко­тором есть изображение, собака или оскверненный».

Из вышесказанного ясно, что дер­жать собаку, от которой нет пользы, запрещено, поскольку в хадисах дела­ется исключение только для собак, приносящих человеку пользу. А тако­выми являются охотничьи собаки и со­баки, охраняющие посевы и скот. К ним также относятся собаки-поли­цейские, поскольку от них есть польза.

Комментируя свод хадисов Мусли­ма, ан-Навави пишет: «Что касается собак, то наш (шафиитский) мазхаб запрещает держать собак без необхо­димости и дозволяет держать их для охоты, охраны посевов и скота» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 236). Относительно допусти­мости содержания собак для охраны дома, дорог и т. п. имеется два мне­ния. Согласно первому держать их не­допустимо, исходя из прямого смысла хадисов, которые явно запрещают держать собак, кроме как для охоты, охраны посевов и скота. Более же верное мнение – второе, согласно которому держать собак допустимо по аналогии с тем, что причиной дозво­ленности является необходимость в них. Допустимо ли держать щенков, чтобы выдрессировать их для охоты, охраны посевов и скота? Относитель­но этого среди шафиитов существует два мнения и более верное из них в пользу допустимости.

По причине запрета на содержание собак ангелы милости не входят в до­ма, в которых они есть. Ангелы-храни­тели же никогда не расстаются с чело­веком. Что касается ежедневного уменьшения вознаграждения за со­вершенный благой поступок в разме­ре на один или два кирата, то об истин­ном его размере известно лишь Алла­ху. Говорят, что это зависит от вре­да, причиняемого собакой. Сказано также, что вознаграждение уменьша­ется на два кирата за содержание со­бак в городах и селениях и на один за собак в пустынях

Также сказано, что вознаграждение уменьшалось на один кират, и Пророк (мир ему и благословение) пожелал ужесто­чить это и сообщил, что вознагражде­ние уменьшается на два кирата, одна­ко важно знать, что вознаграждение уменьшается как за прошлые, так и за будущие благие поступки

Ученые объясняют, что вознаграж­дение уменьшается потому, что из-за собаки ангелы не входят в дом, ибо от нее исходит запах, противный анге­лам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются шайтанами, ангелы же – их антиподы. Сказано, что вознаграждение умень­шается по причине ослушания, если кто-то нарушает данный запрет, и по причине того, что собака, находясь в доме, может незаметно для хозяина поесть из его посуды, а тот не вымоет ее шесть раз водой и один раз землей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector