Почему мусульманам нельзя заводит или даже гладить собак
Содержание:
- Немного истории
- Что недопустимо по отношению к собакам в исламе
- Немного о прикосновении к собаке
- Зороастризм
- Христианство
- Как Ислам относится к собакам?
- Негативное отношение к собакам сегодня
- Собака — друг семьи
- Что говорит Коран
- Правда ли, что мусульмане не любят собак? (2 фото)
- Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам
- Ислам
- Собака друг человека
- Можно ли держать дома собаку?
Немного истории
Несмотря на распространенную версию о том, что собака была первым прирученным животным, ученые все же утверждают, что таким животным был волк. Именно он являлся помощником в охоте и охранником жилища древнего человека. Как же мнение о том, что волк не поддается дрессировке? Приручить — не значить сделать его домашним.
В исламе собака считается нечистой
Видимо, поговорка «сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит» была актуальна и 8 тысячелетий назад. Не справившись с одомашниваем этого хищника, древний человек повторил свою попытку с собакой.
Для справки! По одной из теорий собака — потомок прирученного волка или шакала, по другой — дикая собака действительно водилась в природе.
Как собака стала домашней? По мнению ученых, дикое животное (волк, шакал) пришло к человеческому жилищу, чуя запах еды. Получив корм однажды, зверь стал наведываться все чаще. Питаясь с человеком одним и тем же, со временем животное стало помощником в охоте, позже — охранником жилища. Чтобы зверь стал домашним, он должен был родиться в неволе и не помнить другой жизни. Для этого понадобилась смена не одного поколения прирученных хищников.
Что недопустимо по отношению к собакам в исламе
Большинство современных мусульман уважают и заводят собак в качестве домашних животных
Часть людей уверена, что собака и свинья являются нечистыми в мусульманстве, но перед псом недопустимо делать ряд вещей:
- Нельзя заводить его в качестве домашнего животного.
- Запрещено употреблять в пищу мясо пса.
- Ни в коем случае нельзя приводить собаку в мечеть.
- Жить с собакой в одном доме из-за ее нечистоплотности и микробности.
В современном мире узбекам, киргизам, татарам, чеченцам или дагестанцам не нужно бояться, что собака это грязное животное. Учения ислама говорят одно, но многочисленные достоверные исследования получают совсем другие результаты. Держать собачьих друзей может разрешаться не только христианам, но и мусульманам. Главное соблюдать основные правила ислама и следовать выбранному учению.
Немного о прикосновении к собаке
Можно ли трогать собаку по исламу? Считается, что мусульманин не должен прикасаться к псу.
Почему? Какой довод приводят верующие? Самый распространенный — это животное является наджаса (нечистое, грязное, препятствующее молитве). В исламе есть перечень нечистот, после контакта с которыми верующий не может заходить в мечеть или приступать к молитве, не совершив очищение.
К веществам, оскверняющим мусульман, относятся:
- экскременты человека и животного;
- свиной жир, кожа, шерсть, копыта;
- кровь;
- рвотные массы;
- мужское семя;
- собачья слюна.
Как собака попала в этот список? Объяснением, почему мусульманам нельзя трогать собак, может служить боязнь, порожденная тем, что у этого животного много схожих болезней с человеком. Чтобы не бояться заражения, мусульмане огранили контакты с опасным для здоровья питомцем.
Зороастризм
Единственная религия в мире, которая явно выделяет собаку среди прочих животных – это зороастризм. Испокон веков древние иранские народности считали собак практически равными себе, лучшими среди животных, относились к ним бережно и трепетно. Не возникало сомнений, есть ли у собак душа – есть, и не просто душа, а душа умершего человека, которая за особые деяния в прошлой жизни вернулась на землю воплощением преданности, мудрости, бесстрашия и выносливости. Веря в то, что внутри собаки существует душа умершего человека, (возможно, предка), отношения с этими животными строились на основе только уважения и почтения.
Согласно зороастризму, душа собаки после смерти попадает в загробный мир, принимает облик мощного пса и продолжает служить людям, но уже умершим. На протяжении жизни человека охраняют живые собаки – изгоняют демонов, не давая им проникнуть ни в мысли, ни в дом. А после смерти, на пути в загробный мир, душа человека находится под защитой души собаки, которая также отгоняет бесов, не давая им сбить человека с его последнего пути.
Христианство
Текст раздела пока написан только на основе Библии.
Допотопная эпоха
От сотворения мира Господь дал человеку в пищу растения: Быт.1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу. До Потопа существовало деление животных на чистых и нечистых, но не по пищевым критериям (ибо животных в пищу не употребляли), а по пригодности к жертвоприношению Господу: Быт.8:20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.
Времена язычников
После Потопа Бог также разрешил помимо растений употребление в пищу животных: Быт.9:3 Все движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё.
Эра Закона
Давая Закон Моисею, Бог запретил употреблять в пищу нечистых животных: мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. (Лев. 11:8)
Христианская эра
Из посланий Апостолов
- Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. (Рим. 14:20)
- Для чистых все чисто. (Евр. 13:9)
- Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. (Тит. 1:15)
- Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие. (Кол. 2:14-16)
- Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. (Рим. 14:2-3,6)
Из книги «Деяния святых апостолов»:
начал речь Иаков и сказал: …
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
…
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы «.
Деян. 15:19-29
Как Ислам относится к собакам?
Какое место отведено собаке в Исламе? (Источник фото: freepik.com)
Ислам учит тому, что необходимо проявлять милосердие по отношению ко всем живым существам и причинять им любой вред строго запрещено. Но как мусульманам стоит относиться к собакам? Об этом пойдет речь в нашей статье.
По поводу ритуальной чистоты:
Большинство мусульманских ученых единогласны во мнении, что слюна собак является ритуальной нечистотой (наджас) и все, что вступало в контакт со слюной собаки, для полного очищения должно быть вымыто не менее 7 раз.
Это постановление исходит из хадиса:
Есть и другие хадисы касательно собак:
Основываясь на этих высказываниях, мусульмане не держат собак дома, за исключением служебных или охотничьих.
Животные-компаньоны:
Другие мусульмане считают собак самыми преданными и верными животными и упоминают историю молодых людей, которых Всевышний Аллах сберег в пещере (асхабуль-кахф). Как известно из суры «аль-Кахф», в компании этих молодых людей была собака, которая охраняла вход в пещеру.
Также в Коране упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости дальнейшего очищения. Естественно, добыча охотничьей собаки вступает в контакт со слюной собаки, тем не менее это не делает мясо «нечистым».
Также есть история о людях, грехи которых были прощены из-за их милосердия, проявленного по отношению к собаке.
Основываясь на приведенных доводах, некоторые верующие считают, что милосердие по отношению к собакам исходит от веры. А также, что служебные собаки могут быть полезны, например, собаки-поводыри. К таким же можно отнести охотничьих, сторожевых, а также пастушьих собак.
Серединный путь:
Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, кроме тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, в исламе считается допустимым иметь собаку с целью охраны, охоты, ведения сельского хозяйства или обслуживания инвалидов.
Однако и здесь следует сделать оговорку. Присутствие служебных собак считается допустимым, если жизненное пространство собак не пересекается с жизненным пространством человека. Поэтому служебная собака должна содержаться на улице и не должна иметь доступ в места, где молятся мусульмане. Кроме того, те предметы, которые контактировали со слюной собаки, должны быть соответствующим образом очищены.
Не ненависть, а отсутствие осведомленности:
Во многих странах мира отсутствует обычай заводить домашних собак. И единственное знакомство с собаками для этих людей – это видеть, как по округе бродят стаи собак. Эти люди, как правило, не имеют опыта взаимодействия с дружелюбными и неагрессивными собаками, поэтому они, естественно, боятся контакта с ними. Любая собака, бегущая к ним навстречу, кажется агрессивной и враждебно настроенной.
Поэтому мусульмане часто высказывают ненависть по отношению к собакам из-за страха перед ними, хотя и мотивируют свое отношение их ритуальной нечистотой. Просто для того, чтобы с ними никогда не пересекаться.
Каких животных можно держать дома?
Islam-Today
Негативное отношение к собакам сегодня
Учитывая эту историю, почему собака запрещена в исламе? Короткий ответ: из-за распространения инфекций. Около двухсот лет назад познания об инфекционных заболеваниях начали меняться. Люди на Ближнем Востоке, в Европе начали констатировать тесную связь между вспышками чумы, холеры и малярии и близостью жертв к таким местам, как кладбища, мусорные кучи и болотистые озера. Планировщики городов и правительства на всем Ближнем Востоке начали убирать эти источники болезней из все более переполненных районов, в которых жили люди. Они выкидывали мусор за пределы городских стен, также невольно избавились от собак, которые съедали эти отходы. В городах не становилось меньше мусора, а отходы, которые оставались, считались угрозой для общественной гигиены.
Действительно, всего за несколько десятилетий в начале девятнадцатого века собаки стали рассматриваться как экономически бесполезные и опасные существа для общественного здравоохранения. Результаты? Несколько крупномасштабных кампаний по уничтожению, гораздо меньше животных в ближневосточных городах и изменение отношения. И собаки — уже не полезные, а опасные, подверженные болезням и распространению инфекций.
Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, за исключением тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, большинство мусульман согласятся с тем, что разрешено иметь собаку с целью обеспечения безопасности, охоты, ведения сельского хозяйства или службы инвалидам.
Многие мусульмане занимают среднюю позицию относительно собак, позволяя им существовать рядом, но настаивая на том, что животные должны занимать пространство подальше от дома с жилыми помещениями. Многие держат животное на открытом воздухе в максимально возможной степени и, по крайней мере, не допускают ее в районы, где молятся мусульмане. По соображениям гигиены, когда человек вступает в контакт с собачьей слюной, необходима стирка одежды.
Собака — друг семьи
Часто люди, которым очень хочется держать собаку, они говорят о том, что это их семейный друг, член семьи. Если вы так одиноки, что у вас кроме собаки друзей нету и не о ком заботиться, на содержание этих собак, я знаю, уходит огромные средства, я имею ввиду просто декоративные или просто домашние собаки, огромное, огромное количество средств, по подсчетам международных организаций, миллионы долларов тратя граждане золотого миллиарда на то, чтобы содержать своих питомцев, вот вы бы просто, в определенный ваш выходной поехали в один из отдаленных приютов, например, Подмосковья, пообщались с директором, поспрашивали, какие есть дети, какие ребята, что им нужно, пообщались бы с ребятами, они бы к вам привыкли, что приезжает такой-то раз в неделю, две недели. Лишний раз пообщаться, поговорить, что-то подарить им, посмеяться, похвалить.
Как сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), что погладив голову ребенка – это огромное благо, саваб большой. И опять я напомню хадис пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), вот всякий раз, когда мы содержим собаку только для развлечений, без уважительной причины, ни как служебную собаку, которая полезна, а именно для развлечения, как наш друг, член семьи, мы получаем грех и наш саваб улетучивается, кырат из саваба улетучивается.
Вот, а если мы найдем в себе силу воли сесть на электричку или в машину и поехать в какой-то один из приютов, и просто пообщаться час-два с ребятами, с девочкой, с мальчиком, с кем-нибудь, педагоги там сами подскажут, кому нужно такое общение, то вам будет огромнейшая, огромнейшая награда. И этот человек, если вы постоянно будете его посещать, да, может быть вы не можете его взять на содержание, это очень серьезный поступок – взять сироту на содержание и воспитать его, но хотя бы приезжать, и приезжать постоянно, вы же хотите собаку держать лет десять, пятнадцать она живет у хозяина, вы лучше проявите заботу о ребенке. Для вас больше будет саваба, больше награды. А собак, согласно сунне пророка Мухаммада ﷺ, дома держать без уважительной причины, запрещено.
Что говорит Коран
В священной книге мусульманина о собаке встречается всего три упоминания, которые нельзя трактовать однозначно отрицательно.
Вход запрещен: почему в магазины нельзя заходить с собаками
Первое можно прочитать в суре «Аль-Араф». В ней фигурирует неверующий в Аллаха и Пророка, его сравнивают с псом, который обречен на то, чтобы удовлетворять лишь свои земные, низменные потребности и которому нет входа в рай.
В суре «Аль-Маида» говорится о том, что верующий может употреблять в пищу дичь, принесенную прирученными хищниками. Более того, приручать диких животных, как собак, — дело, угодное Аллаху.
В суре «Асхаб аль-Кахф» рассказывается о юных мусульманах, которые вынуждены были спасаться от религиозных гонений, покинув родной город. Чтобы укрыть их от преследователей, Всевышний насылает на них сон длиною в три столетия, а для охраны оставляет пса.
Внимание! Других упоминаний в Коране нет, однако этого было достаточно для негативного трактования и причисления «друга человека» к грязным животным
Правда ли, что мусульмане не любят собак? (2 фото)
Какое у мусульман отношение к собакам
В первую очередь, мусульманин, как и любой другой человек, может не любить собак по своим психологическим или эстетическим причинам. Ну не нравятся ему эти животные – и все тут. Вряд ли заявленный вопрос касается личных пристрастий, поэтому копнем поглубже. В некоторых радикальных кругах встречается мнение, что ислам призывает к жестокому обращение с собаками, потому что они нечистые. Мусульманские ученые это опровергают. Они подчеркивают, что ислам – это религия добра, то есть верующие должны хорошо относиться ко всем творениям господа на нашей планете. В качестве подтверждения они приводят следующие слова Посланника Всевышнего: «Если кто-либо из людей убьёт даже воробья или кого-нибудь выше этого не по праву, то он непременно будет спрошен за это Создателем в Судный День». Некоторые богословы считают, что этот хадис (предание о словах и поступках пророка Мухаммада) мог отменить действие предыдущего. Дело в том, что в свое время собаки действительно представляли большую опасность для людей. Но со временем человек научился их лучше приручать, находить им полезное применение. Поэтому животные перестали нести угрозу. Для подтверждения этой позиции богословы приводят хадис, в котором говорится о том, как однажды измученный от жажды человек нашел колодец, набрал из него воды и напился. Неподалеку он встретил страдающую собаку, которая жевала влажную землю. Человек сжалился над ней, вновь спустился в колодец, зачерпнул воду в свою обувь и напоил животное. За этот поступок господь простил ему все грехи. На вопрос сподвижников о том, неужели и за животных можно получить награду, Мухаммад ответил: «За каждое живое существо вы обретёте награду».
Как мусульмане должны обращаться с собаками
Итак, ислам предписывает следующее: достойным образом обращаться со всеми живыми существами. Однако в отношении того, как держать собаку в домашних условиях, есть ряд ограничений. Нежелательно заводить животное просто так, ради развлечения – оно должно приносить пользу. Раньше собак держали у себя пастухи, охотники, охранники. Сегодня их заводят, к примеру, для оказания помощи незрячим или для обезвреживания минных устройств (так поступают сотрудники правоохранительных органов и спецслужб). Животное должно определенным образом помогать – как минимум охранять дом своего хозяина. При обращении с собакой стоит учитывать, что ее слюна причисляется к нечистотам. Доказательством служит следующий хадис: «Если собака поест из посуды кого-либо из вас, то помойте эту посуду 7 раз, первый из которых – землей». Если же слюна животного попадет на одежду или тело человека, то это место нужно тщательно промыть. Следующий момент – шерсть. По этому поводу мнения мусульманских ученых расходятся. Одни к собачьим нечистотам относят только слюну, мочу и помет, но не шерсть. Другие – все тело животного, так как четвероногий, умываясь своей слюной, может оставить ее на любой своей части. Что касается намаза, то его крайне нежелательно совершать в одном помещении с собакой. Мусульманин находится в одной комнате, животное – в другой. На одежде не должно быть ни грамма собачьей шерсти. Таким образом, нельзя говорить о том, что мусульмане не любят собак. У них к ним особое отношение, которое вырабатывается по религиозным соображениям.
Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам
Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.
Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.
Ислам
Любому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.
Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.
Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.
Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.
Собака друг человека
После известных событий, когда в Махачкале бродячие собаки загрызли девятилетнюю девочку, стали поступать сообщения: то ли городские службы, то ли добровольцы начали отстрел бродячих собак. На этом фоне начались бурные протесты всякого рода защитников животных, природы, флоры, фауны и т.д. В своей защите они так разбежались, что начали распространять слухи об экспертизе, которая установила бы, что девочка умерла не от укусов собак, а была изнасилована и убита. И только потом якобы бродячие собаки нашли и погрызли тело. Даже противно писать об этом здесь.
Конечно же, и не без этого: «В любой ситуации валите на Муфтият и мусульман».
Некоторые блогеры и представители СМИ считают причиной якобы начатого отстрела собак неадекватное отношение мусульман к собакам. Они ошибочно полагают, что мусульмане призывают к уничтожению всех собак, ибо по Исламу они считаются нечистыми, низкими, мерзкими животными, от прикосновения к которым нарушается омовение; и если мусульманин вдруг прикоснулся к собаке, то сразу бежит мыться. Но это далеко не так. Разберёмся во всём по порядку.
Мусульмане не считают собак ущербными созданиями
В Исламе собака не считается низким, ущербным существом, ибо в Священном писании мусульман – Коране – упоминается собака, и упоминается с хорошей стороны. Это собака людей пещеры, которая охраняла их, и она войдёт в Рай. Более того, в книге имама Ан-Навави «Равзат ат-талибин» пишется следующее:
«Если у человека имеется голодная собака (не бешеная и не опасная) и баран, то он обязан зарезать этого барана, чтобы накормить собаку». Еще раз прочитайте: «зарезать барана, чтобы накормить собаку». Разве это плохое отношение?
А теперь о прикосновении к собаке
Сразу скажу, что даже влажный и тем более сухой контакт с собакой не нарушает омовение мусульманина. Однако при влажном контакте с собакой следует помыть место соприкосновения особым способом с применением мутного раствора земли.
Однако люди моют руки после прикосновения не только к собаке, но и к другим животным, ибо это одно из правил гигиены. Врачи строго предостерегают от подобного контакта с любыми домашними животными; особенно детей, и особенно от контакта с собаками и кошками. Например, мне это стало известно от главного врача Республиканского кожно-венерологического диспансера.
Как видите, здесь нет ничего непонятного.
Вот теперь об отстреле
Всевышний Аллах создал живые существа, которые разделил на людей, животных, птиц, насекомых, рыб и т.д. и предписал для человека правила поведения в отношении них. Правила гласят, что если животные или другие существа представляют РЕАЛЬНУЮ УГРОЗУ здоровью человека, то их можно убивать.
«Что же касается именно собак, то их подразделяют на три категории:
1. собака, которая приносит вред или представляет опасность (ʻакъур – собака, которая нападает на людей, кусает их или пугает, то есть злая собака, которая одичала или стала бешеной);
Такая собака однозначно не имеет никаких прав, и такую собаку желательно убить (но не обязательно, можно и изолировать).
2. собака, которая приносит пользу в охоте, охране и т. п.;
Такая собака имеет полное право на существование, и убивать её однозначно запрещается.
3. собака, от которой нет ни пользы, ни вреда;
Насчёт таких собак среди учёных имеется разногласие, но имам Ар-Рамали считает достоверным мнение, что они имеют право на существование, следовательно, уничтожить их не разрешается». («Иʻанат ат-талибин»)
Что касается других животных, то в Исламе бытует такое отношение не только к собакам: «Сказали большие учёные нашего мазхаба, что когда кошка или собака имеет обыкновение поднимать крышки посуды, нападать на птиц или кусать людей, хозяин обязан привязать их и держать изолированно днём и ночью (круглосуточно). Таким же будет решение относительно верблюда, осла, лошади, если они имеют обыкновение кусаться, лягаться, наносить удары…». («Фатава Имама Ар-Рамли»)
Если собака представляет опасность жизни и здоровью человека, особенно детей, почему нельзя их изолировать и при крайней необходимости уничтожить? Ведь даже людей, представляющих угрозу для общества, изолируют. Разве человек имеет меньше прав, чем собака? Что касается других вредителей – грызунов, насекомых и даже птиц – то их ведь везде и всюду уничтожают без каких-либо возражений.
В Исламе проповедуется самое что ни на есть гуманное отношение к животным, поэтому каждому, кто хочет высказаться или написать на данную тему, следует изучить вопрос досконально, а не строить догадки на основе слухов и домыслов. Иначе говоря, «НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ».
Можно ли держать дома собаку?
Вопрос: Можно ли держать дома собаку?
Ответ: Если собака для каких-то целей, то есть она приучена сторожить пастбище, скот, посевы, огород или приучена к охоте, то можно заводить собаку в таких целях, и в этом ученые единодушны.
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет:
اتفق الفقهاء على جواز اقتناء الكلاب التي تتخذ للصيد والماشية والزرع
«Ученые-факихи единодушны в том, что дозволено иметь собаку, которая приучена охотиться, охранять пасущийся скот, посевы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Что касается того, чтобы иметь собаку во дворе дома для охраны дома, животных, хозяйства и т.д., то есть два мнения: те, кто не дозволяют и те, кто дозволяют иметь собаку. Об этом имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что это запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
А если нет пользы от собаки, то ее держать нельзя, как пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах):
قال الشافعي والأصحاب : لا يجوز اقتناء الكلب الذي لا منفعة فيه
«Сказали имам аш-Шафии и его последователи: «Нельзя иметь собаку, от которой нет пользы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Держать собаку внутри дома
1) Что касается содержания собаки дома без вышеприведенной пользы, мы писали, что это запрещено, а держать собаку внутри дома тем более запретно, потому как собака является наджасом, как утверждает большинство ученых, такие имамы, как: аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад и их последователи, за исключением имама Малика.
Также вдобавок к этому есть хадис, в котором сказано:
لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب ولا صورة
«Не входят ангелы (ангелы милости) в тот дом, в котором находится собака и присутствует изображение (живых существ)» (имам Муслим).
2) Что касается того, есть ли нужда в охране дома, если двора при этом нет, например, в квартире, то собаку можно держать внутри дома, как сказано в более весом слове, которое привел имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах):
هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
Конечно, это дозволено при условии, что внутри дома будет создано отдельное место, изолированное от места пребывания домочадцев, потому как собака является наджасом, а мусульманин обязан отдаляться от нечистоты.
Как только нужда в собаке уходит, запрет держать собаку возвращается, и нужно избавиться от нее.